Виды неисправностей стабилизаторов. Использование стабилизатора напряжения дома, в квартире, на даче, в гараже, в бизнесе и на производстве даёт неоспоримые преимущества, и Вы постепенно привыкаете к стабильному напряжению, отсутствию перепадов и к беспроблемной работе всей техники, приборов и оборудования. Но стабилизатор, как и любая другая техника, может сломаться, выйти из строя. И тут сразу становится видно разницу и приходит понимание, что без такого полезного устройства, как нормализатор напряжения, не обойтись. Что делать в таком случае? Купить новый стабилизатор напряжения? Но это не всегда доступное решение, тем более, если перестал работать хороший, дорогой стабилизатор. Да и в случае поломки недорогого аппарата хочется продлить ему жизнь. Тогда вывод очевиден: ремонт стабилизатора напряжения. Если не истёк гарантийный срок обращайтесь к продавцу или в авторизованный сервисный центр, если же гарантия вышла, то нужно найти действительно специализированный сервис с репутацией и опытом починки именно этой категории товаров. Сервисный центр Terravolt занимается обслуживанием, ремонтом, восстановлением стабилизаторов напряжения всех типов, видов, марок и моделей уже более десяти лет. В этой статье мы постараемся осветить все возможные неисправности и способы их устранения каждого отдельного вида и типа стабилизатора напряжения.
Самые частые «гости» нашего СЦ это недорогие релейные стабилизаторы напряжения разной мощности от 500 ватт до 15 киловатт. При перепадах напряжения такой тип стабилизатора переключает обмотки автотрансформатора при помощи силовых контактных ключей электромагнитных реле. Каждая такая коммутация сокращает срок жизни реле, так как контактная группа при соединении и разъединении искрит, особенно, когда это происходит под нагрузкой, и со временем выгорает. Стабилизатор напряжения начинает некорректно работать: отключается, сигнализирует о неисправности светодиодами на передней панели, или на дисплее появляются литеры H, L. Некоторые пользователи самостоятельно разбирают реле и зачищают контактные площадки, но этого делать нельзя, так как на них нанесён тончайший слой специального сплава и если его удалить, то после нескольких коммутации реле «залипает». Здесь нужна замена вышедшего из строя реле на новое. В мощных реле открытого типа Вы сами можете увидеть подгоревшие силовые контакты, а вот небольшие реле на 10-30 ампер имеют неразборной корпус и в стабилизаторах с такими типами ключей целесообразнее заменить при ремонте их все, так как даже то, что они щелкают при диагностике не говорит об их удовлетворительном состоянии, а лишний раз отключать и нести стабилизатор в ремонт никому не хочется. Тем более, что, например замена всех реле в релейных стабилизаторах мощностью до 2500 ВА обойдётся примерно в 10-15 долларов, в аппаратах от 3 до 10 киловатт 20-40 долларов, включая профилактику и, при необходимости, ремонт платы управления. Если же установлены мощные реле на 60, 80 ампер, то стоимость одного такого реле может составлять от 10 до 20 долларов, но они меняются, как правило, по одному и стоимость ремонта всё равно не выходит за рамки разумного.
На втором месте по количеству обращений стабилизаторы напряжения сервоприводного, электромеханического типа. Они надёжнее, чем релейные, но всё равно требуют периодического обслуживания и ремонта. Стабилизация электромеханического типа включает в себя автотрансформатор с открытыми обмотками, по которым перемещается угольная щётка токосъемника, ведомая сервоприводным механизмом. И, чем чаще происходят в сети перепады напряжения и чем их амплитуда выше, тем быстрее потребует вмешательства сервоприводный стабилизатор. Угольный токосъемник (щётка) постепенно стирается и оставляет свои частицы в желобках обмоток автотрансформатора, происходит выработка дорожки, что затрудняет движение и создаёт дополнительную нагрузку на моторчик и редуктор механизма. Стабилизатор прекращает стабилизировать, но при этом не отключается и подаёт на выход либо заметно завышенное, либо заниженное напряжение. Сервопривод «не жужжит», со слов клиентов. Сам привод получает питание и команды на перемещение от платы управления. Управление может быть как аналоговым, на базе микросхем (компараторов) и силовых транзисторов для передачи тока и напряжения сервоприводу, так и цифровым, на базе микропроцессора. Мехатроника электромеханического стабилизатора напряжения поддаётся ремонту, но, как правило комплексно, так как практически все узлы непосредственно связаны друг с другом. Если от времени или от загрязнённой дорожки заклинивает сервопривод, то сгорает моторчик, или сгорел мотор, но не просто так значит шестерни в редукторе изношены и было трудно их проворачивать. В любом случае, менять по отдельности редуктор и мотор, разбирать и смазывать шестерни в приводе не стоит. Здесь мы рекомендуем заменить сервопривод (мотор+редуктор) в сборе, благо, цена фирменных около 25-30 долларов. Из-за заклинившего привода выходят из строя транзисторы в цепи управления их тоже необходимо заменить. Продиагностировать остальные элементы платы управления. Полный, комплексный ремонт и профилактика сервоприводного стабилизатора, включающий замену сервопривода, ремонт платы управления, чистку и проточку автотрансформатора, регулировку узла токосъемника оценивается в 35-50 долларов.
Самые надёжные и долговечные стабилизаторы напряжения это ступенчатые тиристорные или симисторные. Силовые ключи в них не имеют механических контактов, следовательно, не подвержены износу из-за переключений, то есть скачков и перепадов напряжения. Если не подвергать такие аппараты перегрузкам или постоянной работе на пределе возможностей, то они прослужат долго. Но это тоже - техника и она может сломаться. Как правило, это общие для всех типов стабилизаторов поломки, мы коротко упомянем о них в конце статьи (автотрансформатор, блок питания, нюансы платы управления), а сейчас перейдём к специфическим неисправностям именно симисторных и тиристорных нормализаторов. Основное - это выход из строя силовых ключей. Тиристорные ключи, особенно модульной конструкции, считаются более надёжными и долговечными, стойкими к перегрузкам. Симисторные немного уступают им в ресурсе и перегрузочной способности. Силовые ключи такого типа в исправном состоянии имеют очень высокое внутреннее сопротивление, в неисправном оно уменьшается вплоть до короткого замыкания. При этом стабилизатор может отключаться, выводить на экран ошибку, из корпуса доносятся звуки, похожие на стук, удар.
Всё зависит от модели как ключа, так и стабилизатора, так как управление переключением разные производители реализовывают по-своему, а оно тоже влияет на общую надёжность стабилизатора напряжения. При замене вышедшего из строя силового симистора или тиристора нужно обязательно проверить канал управления и всю плату управления. Ремонт каналов и платы управления стабилизатора с заменой элементов оценивается от 10 до 30 долларов в среднем. Разброс цен на силовые бесконтактные ключи симисторного и тиристорного типа довольно широкий: от 5 долларов за симистор типа BTA до 50 USD за модульный IXIS или Semikron.
Общие для всех стабилизаторов поломки указываем в конце этого материала. Если стабилизатор напряжения при включении не подаёт никаких признаков работы: не загораются светодиоды и (или) дисплей, напряжение на выход не поступает, то это означает, что вышел из строя блок питания в аппарате. Сразу после включения выбивает вводной автомат в доме или на самом устройстве? Подозрение на сам автомат или на силовую часть стабилизатора напряжения (силовые ключи, межвитковое замыкание в трансформаторе). В любом случае мы настоятельно рекомендуем Вам обратиться в специализированный сервисный центр Terravolt для устранения неисправностей и возобновления работы Вашего стабилизатора напряжения.